Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе

(тезисы доклада)

I Международная конференция «Перспективы развития Евразийского экономического союза. Взгляд из Санкт-Петербурга»

 (Санкт-Петербург,  4-5 декабря 2014)

Мозер Сергей Владимирович

советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики

Евразийской экономической комиссии

канд. юрид. наук

e-mail: moser@teloneum.net

29 Мая 2014 г. был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), который вступает в силу с 1 января 2015 г.  Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В ЕАЭС обеспечивается свобода передвижения  товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Заложенные экономические и правовые основы данного интеграционного объединения позволят в ближайшей перспективе повысить уровень экономик, а также благосостояние граждан государств – участников ЕАЭС.

В процессе создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации  (далее – Таможенный союз, ТС) создано единое таможенное законодательство, которое состоит, прежде всего, из Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также вытекающих из него многочисленных договоров и соглашений между государствами-членами  ТС по частным вопросам. На основе Кодекса и этих соглашений Комиссия издает свои решения, устанавливающие конкретные правила и процедуры, обязательные для всех трех стран. ТК ТС действует сейчас и продолжит действовать в течение ближайшего года. В тоже время, в ТК ТС остается нерешенными ряд проблемных вопросов: значительное количество отсылочных норм к национальному законодательству; наличие «принципа резидентства», который ограничивает возможность подачи таможенной декларации на территории одного из государств-членов ТС резидентами других государств-членов ТС;  недостаточный уровень имплементации современных инструментов упрощения процедур торговли (УЭО, «единое окно», автоматический выпуск товаров, пост таможенный аудит и др.); неясности некоторых терминов ТК ТС.

С подписанием Договора о ЕАЭС изменяется основной инструмент  таможенного регулирования. На смену ТК ТС приходит Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). В настоящий момент экспертами Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), Сторонами и бизнес-сообществом Беларуси, Казахстана и России подготовлен проект  ТК ЕАЭС. Разработчики Кодекса учли представленные рекомендации в части создания гибкого и эффективного инструмента таможенного регулирования и упрощения процедур торговли. Большая часть проблемных вопросов ТК ТС устранена. Разработанный правовой акт основан на международных стандартах и передовой практике таможенного администрирования. ТК ЕАЭС регулирует таможенные правоотношения на всей территории ЕАЭС. В проекте нового ТК отсылки на национальное законодательство минимизированы. В ТК ЕАЭС кодифицированы положения многочисленных международных договоров в сфере таможенного регулирования. Планируемый срок вступления в силу нового ТК –  2016 год.

Новые подходы, которые нашли отражение в ТК ЕАЭС:

– приоритет электронного таможенного декларирования;

– возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов;

– оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;

– возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

– использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций;

– оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;

– унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде;

– сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации;

– установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен;

– совершенствование института уполномоченных экономических операторов;

– уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур;

– упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров.

Эксперты ЕЭК проводят работу по упрощению процедур торговли на основе международных стандартов и эффективных инструментов Всемирной таможенной организации.

29 мая 2014 г. Президентами государства-участников ТС утверждены  «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе  регулирования внешнеэкономической деятельности».  Цель этого документа – сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого  окна» в ТС;  развитие национальных механизмов «единого окна»; взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления ВЭД; организация информационного взаимодействия. Для этого на платформе ЕЭК разработан проект Плана по реализации «Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе  регулирования внешнеэкономической деятельности».

Применение и развитие механизма «единого окна» позволит: углубить интеграционное взаимодействие государств-участников ЕАЭС; упростить условия осуществления ВЭД для представителей бизнес-сообщества; исключить представление дублирующих документов и сведений для различных государственных органов, регулирующих ВЭД; обеспечить переход на безбумажные технологии и др.

С учетом сказанного, в проекте ТК ЕАЭС введены следующие новации: возможность не предоставлять документы для совершения таможенных операций (если они имеются в информационных системах); предоставление таможенным органам сведений о таких документах в таможенной декларации (вместо  документов); возможность подтверждения соблюдения запретов и ограничений из информационных систем; возможность при убытии товаров предоставить (перевозчиком) сведения о таможенной декларации (а не саму декларацию на товары); возможность подачи транзитной декларации без сопровождения предоставления таможне отдельных документов. Это может быть реализовано, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из своих информационных систем.

Мы надеемся, что реализация новаций ТК ЕАЭС уже в ближайшей перспективе позволит выйти таможенному регулированию ЕАЭС на новый уровень, а также максимально упростит процедуры торговли и, безусловно, облегчит жизнь добропорядочным экономическим операторам.

Оригинал публикации в сборнике