Правовые новации института УЭО в ЕАЭС

 Дмитрий Викторович Некрасов

Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии

Е-mail: info-ndv@yandex.ru

тел.: (495) 669 24 00 (доб.52-58)

ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Опубликовано: Вестник Российской таможенной академии № 3, 2015. – с. 92-100.

 ДВНВ статье рассматриваются новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено новеллам, затрагивающим правовой институт уполномоченного экономического оператора на современном этапе развития таможенного регулирования.   

 The article examines the main novels of the Customs code of the Eurasian Economic Union. It is devoted to innovations affecting the legal institute of the authorized economic operator at the present stage of development of customs regulation.

 Ключевые слова: Евразийский экономический союз; уполномоченный экономический оператор; правовой статус УЭО; таможенное регулирование.

 Keywords: Eurasian Economic Union; the authorized economic operator; legal status of AEO; customs regulation.

С 2010 года на территории Таможенного, а потом и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) функционирует институт уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). За это время в государствах–членах Союза уже сложился определенный практический опыт по развитию данного института; также были выявлены первые проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию. Для разрешения проблемных аспектов функционирования института УЭО проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК Союза) предусмотрен принципиально новый подход к этому институту, учитывающий передовые международные стандарты и практики государств-членов Союза. Рассмотрим правовые новации института УЭО в ЕАЭС, а затем уделим внимание одному из элементов правового статуса УЭО – его финансовой устойчивости.

Прежде всего, отметим, что Таможенным кодексом Союза [1] вводится многоуровневая система статуса УЭО, условий присвоения такого статуса и в зависимости от него — виды и объем упрощений. Одна из главных предлагаемых новелл – три типа свидетельства УЭО вместо предусмотренного в настоящее время одного. Каждое из свидетельств предполагает различный объем упрощений и условия их получения. Главный посыл такого разделения заключался в предоставлении возможности выбора наиболее приемлемого набора упрощений в зависимости от сфер деятельности участника ВЭД и соответственно оптимизации затрат на получение статуса УЭО.

Первый тип свидетельства является наиболее простым и приближенным к действующей практике. Наибольший интерес он представляет для лиц, заинтересованных в непредоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите и дополнительной проверке, первоочередном порядке совершения таможенных операций, выпуске до подачи таможенной декларации и т.д., не имеющих собственных площадей для хранения товаров. Это могут быть таможенные представители, перевозчики, экспедиторы.

Второй тип свидетельства дает возможность предоставления упрощений в части проведения контроля. По нашему мнению, наиболее востребованным он будет у импортёров, которые желают снизить издержки, связанные с хранением товаров и их идентификацией, так как все операции будут производиться на собственных площадках. Ожидается, что второй тип сертификата за счёт упрощений, связанных с таможенным контролем, будет интересен и экспортёрам.

Третий тип свидетельства аккумулирует в себе все упрощения и представляет собой наивысшую ступень и наиболее статусный уровень УЭО. В частности, в Европейском союзе (далее – ЕС) именно получение третьего типа свидетельства является наиболее престижным и признается как потенциальная возможность для применения при взаимном признании УЭО другими странами. Представляется, что крупные участники ВЭД и действующие УЭО заинтересуются данным вариантом свидетельства, который обеспечит максимальное сокращение времени совершения таможенных операций и значительную экономию издержек на их осуществление.

Одним из ключевых вопросов, несомненно, являются условия получения статуса УЭО. С одной стороны они не должны быть слишком мягкими и простыми, чтобы не допустить попадания в особую категорию сомнительных компаний. С другой — требования должны быть объективными, соизмеримыми получаемым привилегиям и не мешать получению такого статуса добропорядочным компаниям. В предлагаемых подходах содержится ряд условий присвоения правового статуса УЭО:

— наличие единого для всех государств-членов минимального периода осуществления внешнеэкономической деятельности – 3 года.

— отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов и налоговой задолженности (недоимки).

— отсутствие фактов привлечения лица к административной ответственности. Отдельные акционеры (имеющие более 10 процентов акций), учредители (участники) и работники (руководитель и главный бухгалтер) не должны иметь фактов привлечения к уголовной ответственности.

— предоставление обеспечения деятельности УЭО только для свидетельства 1 типа.

— законопослушность лица в целом, а не только в сфере его деятельности, в данном случае – в таможенной сфере.

— исключение необходимости предоставления обеспечения деятельности УЭО для лиц, претендующих на получение свидетельства 2 и 3 типа.

Финансовая устойчивость таких лиц ставится во главу угла и служит основным доказательством их финансовой состоятельности. Логика здесь в том, что лицо должно иметь надлежащие финансовые показатели, основные средства, чистые активы, среднесрочные и долгосрочные кредиты, выданные кредитными учреждениями, и это служит доказательством его платежеспособности. К таким компаниям нет надобности применять обеспечения деятельности УЭО в виде банковской гарантии или денежного залога. При разработке соответствующих критериев будут учитываться различные аспекты и показатели деятельности лица, такие как его размер, оборот, привлечение заемных средств и иные факторы. Экономическая ситуация и различные условия деятельности в зависимости от страны регистрации лица несомненно будут приниматься в расчет.

Полагаем, что преимущество получат, прежде всего, производственные предприятия, которые в настоящее время предоставляют обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 150 тыс. евро в эквиваленте. В новых условиях это может им не понадобиться, что при относительной дороговизне кредитных ресурсов и банковской гарантии станет для них дополнительной мерой поддержки. Стабильные торговые и иные организации также смогут воспользоваться таким преимуществом и сэкономить еще более значительные финансовые ресурсы.

Принципиально новым условием также является соответствие установленным ЕЭК требованиям к сооружениям, помещениям и открытым площадкам, транспортным средствам и работникам (это также касается свидетельств 2 и 3 типов). Наличие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо аренде помещений, сооружений и (или) открытых площадок также потребуется для получения свидетельства 2 и 3 типа. Но это обусловлено предполагаемым хранением на этих площадках товаров под таможенным контролем и является логичным.

В рамках совершенствования института УЭО в ЕАЭС эксперты Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) изучают зарубежный опыт и правоприменительную практику таможенного регулирования. В ноябре 2014 г. эксперты Рабочей группы по развитию института уполномоченного экономического оператора в государствах-членах Таможенного союза (далее – ТС), созданной на платформе ЕЭК, приступили к обсуждению вопроса о финансовой устойчивости как критерия присвоения правового статуса уполномоченного экономического оператора. Следует добавить, что в отличие от Таможенного кодекса ТС (далее – ТК ТС) проектом ТК Союза в целях оценки потенциального соответствия юридического лица правовому статусу уполномоченного экономического оператора вводится понятие «финансовая устойчивость». Так, согласно ТК Союза одним из условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов является удовлетворительная финансовая устойчивость юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО. Согласно проекту кодекса порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, и значения, характеризующего финансовую устойчивость, необходимого для включения в этот реестр, определяются ЕЭК и (или) законодательством государств-членов, если это предусмотрено ЕЭК [1, глава 60]. В этой связи возникает вопрос о критериях и существующих методиках оценки финансовой устойчивости уполномоченного экономического оператора, которые используются различными таможенными администрациями при рассмотрении заявлений о присвоении статуса УЭО.

Проведенный анализ руководств и рекомендаций Всемирной таможенной организации (далее ВТамО), Европейского союза, Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также информационные ресурсы различных таможенных администраций не позволяют установить применяемые таможенными службами методики и критерии (показатели) оценки финансовой устойчивости УЭО. В поименованных руководствах указано, что следует понимать под финансовой устойчивостью, какие документы предоставляются в таможню, какая информация исследуется таможенным органом для определения финансовой устойчивости экономического оператора. В то же время ничего не упоминается о существующих методиках и критериях (показателях) финансовой устойчивости.

Исключением можно назвать материалы таможенной службы Голландии по финансовой устойчивости УЭО, а также Федеральной таможенной службы России, где рекомендованы показатели и коэффициенты финансовой устойчивости УЭО. Например, таможенной службой России рекомендуется использовать (1) коэффициент автономности, (2) коэффициенты ликвидности: текущей, быстрой и абсолютной, (3) коэффициент общей платежеспособности. В то же время при оценке финансовой устойчивости УЭО в Голландии применяется показатель, связанный с исполнением обязательств экономического оператора перед таможенным органом по уплате таможенных платежей в связи с осуществлением импорта или экспорта товаров. Второй индикатор – собственный капитал компании за последние три года; третий индикатор финансовой устойчивости компании – ликвидность.

В свете вышеизложенного зададимся вопросами: (1) какие методики по оценке финансовой устойчивости уполномоченного экономического оператора применяются в практике таможенного регулирования различными таможенными администрациями; (2) какие показатели (критерии, значения) финансовой устойчивости применяются различными таможенными администрациями при рассмотрении вопроса о присвоении статуса УЭО; и, наконец, (3) какие отдельные рекомендации и руководства существуют во ВТамО по критериям, показателям и методике расчета финансовой устойчивости УЭО?

Опыт Всемирной таможенной организации. Согласно Рамочным стандартам безопасности и упрощения мировой торговли[1] (далее – Рамочные стандарты) финансовая устойчивость – это важный показатель возможности поддерживать и усовершенствовать меры по обеспечению безопасности цепи поставки товаров. Данный элемент подразумевает, что уполномоченный экономический оператор обладает хорошим финансовым положением, которое является достаточным для выполнения его обязательств с должным вниманием к характеристикам типа коммерческой деятельности [2, 45]. К сожалению, в Рамочных стандартах не отражены методические подходы, раскрывающие содержание этого требования. Принимая во внимание существенные различия в национальном законодательстве государств (например, закон о компаниях, коммерческое право, правила бухгалтерского учета, закон о банкротстве, процедуры несостоятельности, рейтинговые системы), по мнению ВТамО, достаточно сложно определить объективные критерии и универсальные правила для определения исследуемого нами элемента правового статуса УЭО (финансовой устойчивости). Следует отметить, что в Руководстве ЕС по УЭО рекомендуется использовать набор показателей, однако какая-либо реальная методика не приводится. В рамках консультаций с экспертами ВТамО иностранными партнерами была озвучена позиция, в соответствии с которой разработка методологии оценки финансовой устойчивости для УЭО в ЕАЭС должна основываться на праве Союза.

Одной из проблем при исследовании зарубежного опыта и правоприменительной практики в сфере таможенного дела нередко является отсутствие объективной информации по отдельным аспектам таможенного регулирования в отдельных странах. Это же касается и вопроса финансовой устойчивости. Рассмотрим имеющуюся информацию о методических подходах к оценке финансовой устойчивости в Сербии, Словакии.

Опыт таможенной службы Сербии. Основные подходы таможенной службы Сербии, применяемые для оценки финансовой устойчивости компании, претендующей на получение правового статуса УЭО, сводятся к следующему. Основная информация берется из финансовых документов заявителя (бухгалтерские балансы, отчеты о движении денежных средств, аудиторские отчеты), а также из отчетов Национального банка Сербии и Регистрационного агентства (BusinessRegistersAgency). При этом показатели, которые использует сербская таможня, следующие: (1) коэффициенты ликвидности (денежные средства, быстрые, текущие и абсолютные); (2) деятельность (фонды, коэффициент оборота активов и обязательств); (3) коэффициенты рентабельности (собственный и суммарный капитал) [overallandowner`sequity]; (4) коэффициенты устойчивости (капитал, левередж, процент покрытия); (5) производительность труда (на одного работника).В соответствии с законодательством Сербии финансовые данные анализируются за последние 3 года, предшествующие подаче заявления о предоставлении статуса УЭО. По результатам анализа заявитель вносится в одну из четырех групп (от А до D), которая показывает уровень его финансовой устойчивости.

Опыт таможенной службы Словакии. Критерии финансовой устойчивости в Словакии такие же, как и в других странах ЕС, и проверяются в соответствии с Руководством по УЭО [3]. При рассмотрении финансовой устойчивости экономического оператора важно, чтобы вся информация анализировалась в комплексе. Индикаторы не должны рассматриваться изолированно друг от друга, а решение о присвоении статуса  должно быть основано на общем анализе состояния заявителя, которое подтверждает, что после получения статуса УЭО, экономический оператор сможет продолжить выполнять свои обязательства в полном объеме. Для оценки финансовой устойчивости таможня проверяет следующие позиции:

— в отношении заявителя не начаты процедуры о несостоятельности;

— в течение последних трех лет, предшествующих подаче заявления, экономический оператор выполнил без каких-либо серьезных проблем свои финансовые обязательства по уплате таможенных пошлин, а также всех других платежей, налогов или сборов, которые взимаются уполномоченными органами или в связи с ввозом или вывозом товаров;

— заявитель может продемонстрировать достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих обязательств;

— заявитель не имеет негативных активов, за исключением случаев, когда может быть доказано, что они могут быть покрыты.

На следующем этапе таможенные органы выясняют, в состоянии ли заявитель погасить свои финансовые обязательства перед третьими лицами. Это осуществляется с помощью проверки финансовой отчетности за последние три года — с учетом не только чистых текущих активов (о чем упоминается в Руководстве ЕС по УЭО), но также других показателей, таких как ликвидность, задолженность, рентабельность, а также посредством анализа производных индикаторов. Важным аспектом такой оценки является идентификация будущих тенденций в деятельности экономического оператора на основе достигнутых результатов за последний трехлетний период. Анализ вышеупомянутых элементов позволяет таможне Словакии установить, соответствует ли заявитель критериям финансовой устойчивости.

Анализ существующих подходов зарубежных таможенных администраций, а также концептуальных положений (guidelines) по оценке финансовой устойчивости за рубежом показывает, что применяемый методический аппарат отличается, и, как правило, не формализован на нормативном уровне. Как отмечают эксперты, в ближайшей перспективе, в ЕС будет предпринята попытка унифицировать методику и критерии оценки финансовой устойчивости уполномоченных экономических операторов в Европейском союзе.

В этой связи примечательно то, что специалистами Евразийской экономической комиссии, представителями сторон и предпринимательского сообщества государств-членов ЕАЭС в целях реализации положений ТК Союза разработан проект правового акта, именуемый «Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа» (далее – Порядок, Методика оценки финансовой устойчивости).

Разработанный проект Методики оценки финансовой устойчивости УЭО устанавливает (1) показатели финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа (далее – показатели финансовой устойчивости); (2) методику расчёта показателей финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр УЭО с выдачей свидетельства второго или третьего типа);(3) критерии финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр УЭО с выдачей свидетельства второго или третьего типа (далее – критерии финансовой устойчивости); (4 порядок расчета совокупного показателя финансовой устойчивости УЭО (далее – совокупный показатель УЭО).

Согласно проекту Методики, юридическое лицо, претендующее на включение (включенное) в реестр УЭО, признается финансово устойчивым, если совокупный показатель УЭО составляет не менее 50 баллов. При этом расчет значений показателей финансовой устойчивости, указанных в Методике, производится юридическим лицом, претендующим на включение (включенным) в реестр УЭО, на основании сведений, содержащихся в представленной в налоговые либо иные государственные органы в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза бухгалтерской отчётности. Для юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО с выдачей свидетельства второго или третьего типа, значения показателей финансовой устойчивости определяются на основании среднего значения годовых показателей финансовой устойчивости юридического лица за последние 3 (три) отчетных года.

В проекте Методики показатели финансовой устойчивости разделены на две группы – абсолютные и относительные. В первую группу входят такие как: (1) размер чистых активов, (2) размер уставного капитала, (3) остаточная стоимость основных средств. Во вторую включены (4) коэффициент автономии, (5) коэффициент общей (текущей) ликвидности,                   (6) рентабельность собственного капитала, (7) коэффициент финансовой устойчивости, (8) коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными активами, (9) коэффициент маневренности собственного капитала.

Предполагается, что сведения о значениях показателей финансовой устойчивости будут представляться юридическим лицом, претендующим на включение в реестр УЭО, при подаче заявления о включении в реестр УЭО с выдачей свидетельства второго или третьего типа. Такие сведения будут указываться в заявлении о включении в реестр УЭО и подтверждаться документально. И, наконец, отечественными экспертами были разработаны критерии показателей финансовой устойчивости и их значение в «балльной системе» в рамках Методики оценки финансовой устойчивости.

В завершение краткого обзора правовых новаций института УЭО в Евразийском экономическом союзе сформулируем выводы.

Институт уполномоченного экономического оператора активно развивается в Евразийском экономическом союзе. При этом направления развития данного института в государствах-членах ЕАЭС имеют общие тенденции. В то же время, в современных условиях развития внешнеторговых отношений и упрощения процедур торговли, в государствах-членах формируются отличительные признаки института УЭО, которые по нашему мнению, могут стать причиной возникновения недоверия государств друг к другу.[2]

В этой связи становится актуальным вопрос о необходимости дальнейшего формирования единых условий (требований) для УЭО; разработке единой программы УЭО на основе единых для ЕАЭС подходов; взаимного признания правового статуса УЭО таможенными органами государств-членов ЕАЭС, а также предоставления УЭО специальных упрощений на всей территории Союза [4]. Важным результатом этой работы является создание фундамента для переговоров Союза и государств-членов с третьими странами и экономическими союзами по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов и применению к ним и перемещаемым ими товарам упрощений на взаимной основе.  Перечисленные положения заложены в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС.

Одним из элементов правового статуса уполномоченного экономического оператора должна быть его финансовая устойчивость. Это комплексный показатель, который, по сути, характеризует потенциал экономического оператора, сопряженный с исполнением его финансовых обязательств перед государством и коммерческим партнерами. Однако на сегодняшний день в международной таможенном сообществе отсутствует единый формализованный подход к научно-методическому аппарату по оценке финансовой устойчивости УЭО. Более того, такая методика отсутствует и в методических рекомендациях ВТамО и ЕС.

В этой ситуации экспертами ЕЭК совместно с представителями сторон и предпринимательского сообщества самостоятельно разрабатывается правовая основа и понятийно-терминологический аппарат нового для наших стран института – финансовой устойчивости. Его базовые нормы заложены в проекте ТК Союза; также разработан проект нормативного акта ЕЭК — «Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа». Мы ожидаем, что с принятием этого акта у таможенных служб государств-членов ЕАЭС появится современный инструмент оценки финансовой устойчивости УЭО. Как нам представляется, Методика оценки может иметь модельный характер для международных интеграционных объединений, внедряющих унифицированные подходы к развитию института уполномоченного экономического оператора. Полагаем также, что правовая основа финансовой устойчивости уполномоченных экономических операторов, а также иных участников внешнеэкономической деятельности (по аналогии) требует дальнейшей разработки и научного обсуждения.

 

Использованные источники:

  1. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 года № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». Электронный ресурс. – Режим доступа:

http://www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg=0&print=1&ID=5956

  1. SAFE. Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade / World Customs Organization, 2012.–June.
  2. Authorised Economic Operators guidelines. Approved by the CCC-GEN (AEO subsection) on 17 April 2012.European Commission.
  3. Некрасов Д.В. Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора: монография.– Москва, 2013.–227 с. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.customs-academy.net/?p=5299

[1]В редакции 2012 г.

[2] Например, одним из элементов модернизации института УЭО на национальном уровне выступает система (институт, режим) «Зеленого коридора», который на нормативном правовом уровне как целостная концепция не формализован. «Зеленый коридор»  — специальный порядок перемещения товаров юридическими лицами, следующими через таможенную границу, предусматривающий создание условий для ускорения прохождения транспортных средств через таможенную границу, сокращения времени на совершение таможенных формальностей. Помимо различных вариантов «Зелёного коридора»  государства-члены Союза продолжают двусторонние контакты с третьими странами на предмет различных упрощений перемещения товаров.