Перспективы вступления ЕАЭС во ВТамО

В.А. Гошин

В.А. Гошин

Гошин Владимир Анатольевич

Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству

Евразийской экономической комиссии

e-mail: info-goshin@yandex.ru

 

 

Мозер С.В.

Мозер С.В.

Мозер Сергей Владимирович

Заместитель начальника отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии,

кандидат юридических наук

e-mail:  moser@teloneum.ru

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ВО ВСЕМИРНУЮ ТАМОЖЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

PROSPECT OF JOINING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE WORLD CUSTOMS ORGANIZATION

(опубликовано: Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы II научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19-20 ноября 2015 г.) В. 2 ч. Ч.1 – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2015. – с.9-19)

См. комплексное исследование 2022 года  

Аннотация: В статье исследуется вопрос взаимодействия Евразийской экономической комиссии с Всемирной таможенной организацией, а также перспективы получения статуса члена ВТамО для таможенных и экономических союзов.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Всемирная таможенная организация, ВТамО, таможенное регулирование, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК. 

1 Января 2016 исполнится год с момента начала функционирования Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Сегодня эксперты государств-членов ЕАЭС и научное сообщество дают разную оценку событиям, которые предшествовали созданию данного интеграционного экономического объединения, а также перспективам его развития. По нашему мнению, потенциал ЕАЭС значителен, дальнейшие перспективы интеграции очевидны, а их результаты не заставят себя долго ждать. Применительно к таможенному измерению актуальным вопросом на протяжении последних лет остается проблематика модернизации таможенного регулирования на основе международных стандартов, современных инструментов таможенного администрирования и передовой практики таможенного регулирования. В связи с этим таможенный блок Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) уделяет особое внимание вопросам взаимодействия с Всемирной таможенной организацией (далее – ВТамО), а также иными международными организациями, в компетенции которых находятся вопросы развития и совершенствования таможенного дела.[1] Благодаря такому сотрудничеству проекты по упрощению процедур торговли, развития института уполномочено экономического оператора, таможенного транзита, механизма «единого окна» в ЕАЭС и др. были наполнены новым содержанием и нашли реализацию в деятельности ЕЭК, а также государствах-членах ЕАЭС.

В свете изложенного зададимся вопросом о перспективах взаимодействия ЕАЭС со ВТамО, представлении интересов ЕАЭС в этой международной организации, правовой основе и возможных формах двустороннего сотрудничества в области разработки современных инструментов таможенного администрирования. Не менее актуальным является вопрос об опыте Европейского союза (далее – ЕС) по получению правового статуса, схожего со статусом члена ВТамО. В настоящей статье мы остановимся на перспективах вступлениях ЕАЭС во ВТамО, а также правовой стороне этого вопроса. Что касается опыта ЕС в рассматриваемой области, в ближайшее время мы представим его в отдельном исследовательском материале.   

Попытки создания скоординированного механизма взаимодействия Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России со ВТамО уже предпринимались в рамках ЕврАзЭС,[2] то есть до создания Евразийского экономического союза. Так, 24 июня 2004 г. в целях создания механизма сотрудничества между ВТамО и ЕврАзЭС был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом, имеющим штаб-квартиру в г. Москве, Россия и в г. Алматы, Казахстан, и Всемирной таможенной организацией (ВТО), имеющей свою штаб-квартиру в Брюсселе, Бельгия» (далее – Меморандум).[3] За исключением обмена информацией, проведения семинаров и консультаций между ЕврАзЭС и ВТамО, Меморандум не предусматривал какие-либо формы участия представителей ЕврАзЭС в работе ВТамО, ее структурных подразделениях (рабочих группах, комитетах, подкомитетах). Несколько позже Комиссией Таможенного союза (далее – КТС) поднимался вопрос о представительстве Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в органах ВТамО; в информационных материалах КТС упоминается о достигнутой предварительной договоренности со ВТамО  о предоставлении Таможенному союзу в рамках ЕврАзЭС статуса постоянного наблюдателя при Совете ВТамО [1]. Однако такая договоренность осталась нереализованной, а действенный механизм сотрудничества не был создан. К тому же, с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратило свое существование. Несмотря на это, вопрос выстраивания взаимовыгодного сотрудничества теперь уже ЕАЭС со ВТамО не потерял своей актуальности. В настоящее время представители ЕЭК взаимодействуют со ВТамО и участвуют в отдельных проектах, организованных этой организацией. Однако в современных условиях модернизации таможенного регулирования в ЕАЭС степень взаимодействия со ВТамО, по нашему мнению, оставляет желать лучшего.

Рассматривая правовые аспекты потенциального членства ЕАЭС во ВТамО, обратим внимание, что согласно статье I Конвенции о создании Совета Таможенного сотрудничества 1950 г.[4] (далее – Конвенция 1950 г.) членами Совета являются (1) договаривающиеся Стороны Конвенции, (2) правительство любой отдельной таможенной территории. При этом каждый член Совета назначает в качестве своих представителей одного делегата и одного или более заместителей. При представителях могут быть советники. Согласно пункту (d) статьи II этой же конвенции Совет может допустить в качестве наблюдателей представителей правительств, не являющихся членами Совета, или международных организаций [2]. Таким образом, членство международной организации (например, таможенный или экономический союза) во ВТамО ограничивается правовым статусом «наблюдателя». Следует отметить, что Конвенция 1950 г. не содержит разъяснений о статусе «наблюдателя», т.е. объеме прав и обязанностей, которые ему могут быть предоставлены в соответствии с этим правовым положением.

В то же время, согласно международной практике (иные международные организации), статус наблюдателя предоставляет право присутствовать на открытых заседаниях международной организации, участвовать без права голоса и с предварительного согласия председательствующего в обсуждении вопросов, входящих в компетенцию органов организации, получать доступ к документам и решениям ее органов. Статус наблюдателя не дает права участвовать в подготовке и подписании документов международной организации. Наблюдатели также не участвуют в выработке решений ее органов и не несут ответственности за такие решения.

Для ответа на вопрос, для чего нужен ЕАЭС статус члена ВТамО, обратим внимание на функции последней. В соответствии с Конвенцией 1950 г. функциями Совета являются в том числе:

– изучение всех вопросов, касающихся вопросов таможенного сотрудничества, которому договаривающиеся Стороны согласились содействовать в соответствии с основными целями настоящей Конвенции;

– изучение технических аспектов таможенных систем, равно как и связанных с ними экономических факторов с целью предложения Членам Совета практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия;

– подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными правительствами;

– разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных,  как в результате работы Совета, так и конвенций, касающихся номенклатуры для классификации товаров и таможенных тарифов и оценки товаров в таможенных целях, подготовленных Группой по изучению возможности создания Европейского Таможенного Союза, а также осуществления в этих целях функций, которые ему могут быть прямо предписаны этими конвенциями;

– разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций, упомянутых в предыдущем пункте, в соответствии с положениями этих конвенций [3].

По нашему мнению, перспективы взаимодействия в указанной области имеют множество положительных моментов, среди которых позиционирование ЕАЭС наряду с ЕС в качестве активного игрока при определении международных стандартов таможенного администрирования, укрепление позиции ЕАЭС и его государств-членов во ВТамО, координация действий государств-членов ЕАЭС и продвижение интересов ЕАЭС при разработке и принятии соглашений, конвенций, рекомендаций, руководств на платформе ВТамО.

В свете вышеизложенного следует добавить, что статус наблюдателя во ВТамО не позволяет разнопланово и в полном объеме как член ВТамО участвовать в работе этой организации, связанной с вопросами развития таможенного сотрудничества и подготовкой правовых инструментов, которые разрабатываются различными институтами ВТамО (комитетами, комиссиями, рабочими группами). Тем не менее, статус наблюдателя позволяет располагать целостной картиной большинства процессов, происходящих в международном таможенном сообществе, связанных с развитием таможенного дела, в т.ч. формированием современных инструментов таможенного администрирования. 

Чтобы понять масштаб работы ВТамО, а также сферы, находящихся в ее компетенции, отметим, что рабочими органами этой международной организации являются Совет, Финансовая комиссия, а также различные институты, которые условно разделены на четыре блока: (1) вопросы тарифа и торговли; (2) процедуры и упрощения; (3) правоохрана и соответствие;[5] (4) институциональное строительство.[6]

Применительно к вопросу о членстве в указанных рабочих группах и комитетах ВТамО добавим, что некоторые из указанных институтов ВТамО допускают участие в своей работе таможенные или экономические союзы, а также международные правительственные организации. Так, участие таможенных или экономических союзов возможно в работе Комитета по Гармонизированной системе.[7] В Подкомитете по обзору гармонизированной системы допускается членство представителей межправительственных или других международных организаций.[8] В Рабочей группе по Гармонизированной системе представители межправительственных или других международных организаций подлежат приглашению Генеральным Секретарем.[9] В Техническом комитете по правилам происхождения при условии одобрения Председателя Технического комитета Генеральный Секретарь ВТамО может пригласить присутствовать на заседаниях Технического комитета в качестве наблюдателей представителей правительств, которые не являются ни членами ВТО, ни членами ВТамО, и представителей международных правительственных и торговых организаций (приложение I, пункт 6).[10] В Техническом комитете по таможенной стоимости установлены аналогичные правила: при условии одобрения Председателя Технического комитета Генеральный секретарь ВТамО может приглашать присутствовать на таких заседаниях в качестве наблюдателей представителей правительств, которые не являются ни членами ВТО, ни членами ВТамО, а также представителей международных правительственных и торговых организаций (Пункты 5-7 приложения II к Соглашению).

Согласно правилам ВТамО применительно к членству в Комитете Управления Пересмотренной Киотской конвенции [4], договаривающиеся Стороны должны быть членами Комитета управления. Компетентная администрация любого субъекта, квалифицированного для того, чтобы стать договаривающейся Стороной настоящей Конвенции в соответствии с положениями статьи 8,  или любой член ВТамО имеет право присутствовать на заседаниях Комитета управления в качестве наблюдателя. Статус и права таких наблюдателей определяются решением Совета. Вышеупомянутые права не могут осуществляться до вступления в силу решения. При этом Комитет по управлению может пригласить представителей международных правительственных и неправительственных организаций для участия в заседаниях Комитета управления в качестве наблюдателей.

Анализируя вопрос о потенциальном членстве таможенного или экономического союза во ВТамО, нами были исследованы материалы о получении ЕС статуса члена ВТамО (akin to membership), а также предпринятые шаги по  внесению изменений в Конвенцию о создании Совета по таможенному сотрудничеству, 1950 г. для этих целей. В 2007 г. ВТамО должна была изменить Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества, чтобы позволить присоединение таможенных и экономических союзов, и среди прочего – Европейского Сообщества. Как ожидалось, Совет ВТамО на 109-й / 110-й сессиях в июне 2007 года должен был принять решение,[11] изменяющее упомянутую Конвенцию. Предполагалось, что поправки вступят в силу после того, как все члены ВТамО направят письменное уведомление о принятии поправки. После изменения Конвенции Европейское Сообщество могло передать на хранение правовой документ о присоединении. Кроме того, Совет ВТамО на 109 / 110 сессиях в июне 2007 года также должен был принять решение с немедленным вступлением в силу, которое позволило бы ЕС временно осуществлять права и обязанности, которые схожи (akin) для членов (ВТамО). Решение Совета ВТамО должно было вступить в силу 1 июля 2007. В этом контексте государства-члены были призваны поддержать эти два решения Совета ВТамО в интересах ЕС. Европейское Сообщество высказалось о готовности принять временный статус.

На 109/110 сессиях Совета по таможенному сотрудничеству была принята рекомендация о внесении изменений в Конвенцию о создании Совета по таможенному сотрудничеству, 1950 г. (далее – Рекомендация от 30 июня 2007 г.), согласно которой Совет предложил внести правки в статьи VIII и XIII Конвенции 1950 г. В статье VIII закрепляется новое  положение, которое фактически предоставляет возможность членам таможенного или экономического союза голосовать числом голосов большим, нежели это установлено действующей редакцией этой же статьи (сейчас – один член Совета – 1 голос). Новация статьи XIII рассматриваемой Конвенции заключается в предоставлении права любому таможенному или экономическому союзу стать договаривающейся Стороной Конвенции о создании Совета по таможенному сотрудничеству, 1950 г. В Рекомендации также дано определение термина «Таможенный и Экономический союз» для целей членства во ВТамО. Однако не все члены ВТамО направили письменное уведомление о принятии поправки. Таким образом, она не вступила в силу, и, как следствие, таможенные и экономические союзы не могут получить статус полноправного члена ВТамО.

В то же время это обстоятельство не стало препятствием для ЕС в получении статуса, схожего со статусом члена ВТамО (akin to membership). Однако об истории этого вопроса и существующих противоречиях мы, как было отмечено выше, расскажем в следующем исследовательском материале.

На основании вышеизложенного сформулируем выводы.

         Согласно Конвенции о создании Совета Таможенного сотрудничества, 1950 г. международная организация может получить только статус наблюдателя во ВТамО. Указанная конвенция не раскрывает объем прав и обязанностей субъекта, получившего этот статус.

         В то же время, согласно международной практике, статус наблюдателя не позволяет в полном объеме осуществлять права, связанные с решением вопросов развития таможенного сотрудничества и подготовкой правовых инструментов, которые разрабатываются различными институтами ВТамО (комитетами, комиссиями, рабочими группами). Применительно ко ВТамО этот вопрос требует предметного уточнения.

         Значение статуса «члена ВТамО» для заинтересованного субъекта (в т.ч. таможенного и экономического союза) определяется правом в полной мере участвовать во всех органах ВТамО, которые открыты для общего членства, и быть избранным в выборные органы.

         В рамках ВТамО функционирует около тридцати институтов (комитеты, комиссии, рабочие группы), перечень которых указан выше. Согласно положениям (соглашениям, конвенциям), на основании которых созданы указанные подразделения ВТамО, в их работе допускается участие международных правительственных организаций, таможенных и экономических союзов.

         Статус наблюдателя во ВТамО добавляет, скорее, политический (международный) вес его носителю и позволяет, если не участвовать (например, посредством голосования) в создании современных инструментов таможенного администрирования (конвенции, рекомендации, руководства по совершенствованию таможенного регулирования и упрощению процедур торговли и др.) либо влиять на процесс их разработки и утверждения в рамках ВТамО, то напрямую выстраивать взаимовыгодные отношения с членами ВТамО по вопросам, представляющим взаимный интерес (контакты, консультации, получение актуальной информации в сфере таможенного дела и др). В этом контексте получение статуса наблюдателя или статуса «схожего со статусом члена» ВТамО (akin to membership) по аналогии с опытом ЕС может представлять интерес для ЕАЭС как экономического союза.

         Вопрос о потенциальном членстве ЕАЭС во ВТамО или получение статуса наблюдателя представляет практический интерес и, как нам представляется, подлежит обсуждению в экспертном сообществе  государств-членов ЕАЭС, равно как и в научных кругах.   

 

         Использованные источники

  1. Встреча с Генеральным секретарем Всемирной таможенной организации Кунио Микурией / Официальный сайт Комиссии Таможенного союза, 20 октября 2009 г. Электронный ресурс: http://www.tsouz.ru/news/Pages/news15.aspx
  2. Пункт (d) статьи II Конвенции о создании Совета Таможенного сотрудничества 1950 г. Электронный ресурс: http://www.wcoomd.org/en/about-us/legal-instruments/~/media/85C43EA98BB443FABAE073FD17B0965B.ashx
  3. Пункты a-e статьи II Конвенции о создании Совета Таможенного сотрудничества. Подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 4 ноября 1952 г. Электронный ресурс: http://www.wcoomd.org/en/about-us/legal-instruments/~/media/85C43EA98BB443FABAE073FD17B0965B.ashx
  4. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) от 18 мая 1973 года, в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www3.wcoomd.org/kyoto/KYOTO_TRANSLATION_2_Gen.Ann_afterWCO_final.pdf

 

[1] Например, Подкомитет по таможенным процедурам АТЭС, ЕЭК ООН и др.

[2] Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (2001—2014) — международная экономическая организация. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза (январь 2015).

[3] Согласно Меморандуму Стороны согласились при необходимости систематически проводить консультации и семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес; приглашать друг друга на встречи и другие мероприятия в соответствии с регламентами их проведения для обмена опытом; обмениваться открытой информацией и документами. Стороны согласились активно способствовать совершенствованию деятельности таможенных администраций на территории государств-членов ЕврАзЭС в принятии и имплементации в сфере таможенного дела инструментов и механизмов, разработанных или рекомендованных ВтамО. При этом ВТамО в пределах имеющихся ресурсов, согласилась предоставлять ЕврАзЭС экспертов для оказания помощи в разработке Основ таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС, а также других законов и нормативно-правовых актов для приведения их в соответствие с международными стандартами и практикой ВТО.

[4] Конвенция подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 4 ноября 1952 г.

[5] Enforcement and Compliance.

[6] Перечисленные институциональные блоки ВТамО представлены следующими рабочими органами:

  1. Вопросы тарифа и торговли

– Комитет по Гармонизированной системе;

– Подкомитет по обзору гармонизированной системы;

– Рабочая группа по Гармонизированной системе;

– Технический комитет по правилам происхождения;

– Технический комитет по таможенной стоимости;

– Фокус-группа по трансфертному ценообразованию;

– Научный подкомитет.

  1. Процедуры и упрощения

– Постоянный технический комитет;

– Подкомитет по управлению информацией;

– Комитет по управлению Пересмотренной Киотской конвенцией;

– Административный комитет по Стамбульской конвенции;

– Договаривающиеся Стороны Конвенции АТА;

– Административный комитет по Таможенной конвенции о контейнерах 1972 г.;

– Контактный комитет Всемирный почтовый союз  / Всемирная таможенная организация;

– Рабочая группа по Рамочным стандартам по упрощению процедур торговли;

– Специальная группа по глобальной сети таможен (GNC);

– Техническая экспертная группа по безопасности воздушного транспорта;

– Контактный комитет по Руководству по предварительной информация о пассажирах для Всемирной таможенной организации / Международной ассоциации воздушного транспорта / Международной организации гражданской авиации по API.

  1. Правоохрана и соответствие

– Комитет по вопросам правоохраны;

– Рабочая группа по коммерческим правонарушениям;

– Проектная группа GIIS;

– Команда управления правоохранительной сети таможенных органов;

– Группа ВТамО по вопросам контрафакта и пиратства;

– Экспертная группа по электронным преступлениям;

– Глобальные встречи RILO.

  1. Институциональное строительство

– Комитет по наращиванию потенциала;

– Подкомитет интегрированности.

[7] Положение размещено на сайте ВТамО: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/tarif_and_trade/harmonized_system_committee.aspx

[8] Положение о подкомитете размещено на сайте ВТамО по ссылке: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/tarif_and_trade/harmonized_system_review_sub_committee.aspx

[9] См. Положение. Электронный ресурс: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/tarif_and_trade/harmonized_system_working_party.aspx

[10] См. Положение о Комитете. Электронный ресурс: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-working-bodies/tarif_and_trade/technical_committee_on_rules_of_origin.aspx,

[11] Решение Совета ВТамО требуют 2/3 голосов присутствующих членов.