Совершенствование института уполномоченного экономического оператора

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Мозер С.В.

moser@teloneum.ru

(опубликовано: Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 2 (23), 2016)

Оригинал публикации

(Статья подготовлена на основе доклада, представленного автором 11 мая 2016г. на Третьей глобальной конференции по УЭО на тему: «Эволюция безопасности в глобальной торговле: отличные партнёры, инновационные технологии и интеллектуальные практики», г. Канкун, Мексика)

Мозер С.В.

Мозер С.В.

В статье исследуется проводимая в Евразийском экономическом союзе работа по совершенствованию института уполномоченного экономического оператора, а также научно-методологическая проблематика формирования программ УЭО. Анализируются направления развития УЭО в ЕАЭС в контексте подготовки Таможенного кодекса ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Всемирная таможенная организация, ВТамО, уполномоченный экономический оператор, УЭО, таможенное регулирование.

MODERNIZATION OF THE INSTITUTE OF THE AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article investigates a conducted work in the Eurasian Economic Union to improve the institute of the authorized economic operator, as well as the scientific and methodological issues of formation of the AEO programs. It is analyzed the development trends of the AEO in the Union in context of developing the Customs Code of the Eurasian Economic Union.

Keywords: Eurasian Economic Union, EEU, the World Customs Organization, WCO, Authorized Economic Operator, AEO, customs regulation.

С 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический союз (далее – Союз, ЕАЭС). Союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. ЕАЭС рассматривается как модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира. По нашему мнению, Создание ЕАЭС позволит государствам-членам выступать единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, что способствует усилению национальных экономик. В настоящий момент членами Союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

В Союзе применяется единое право в сфере торможеного дела, которое определяет унифицированный порядок таможенного регулирова-ния. На сегодняшний день государствами-членами Союза достигнуты следующие результаты в области таможенного регулирования: единая таможенная территория; единый таможенный тариф; единый торговый режим с третьими странами; единый порядок распределения таможенных пошлин между странами; единые правила определения страны происхождения и определения таможенной стоимости товаров; единые правила декларирования товаров.

Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК, Комиссия) – постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономичес-кого союза, начала функционировать со 2 февраля 2012 года. Основное назначение Комиссии – обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. В настоящее время в составе ЕЭК представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Комиссия имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.

Начиная с 2013 г. в рамках совершенствования таможенного законодательства в ЕАЭС специалисты Комиссии пришли к пониманию необходимости модернизации правового статуса уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО). В результате изучения научных источников, рекомендаций и руководств ВТамО, ЕС, США, Китая и др. специалистами Комиссии были исследованы различные направления совершенствования правового статуса УЭО в ЕАЭС. Было установлено, что правовой статус УЭО состоит из ряда элементов, совершенствование которых может обеспечить модернизацию института УЭО в целом: права, обязанности УЭО, условия присвоения статуса УЭО, специальные упрощения (таможенные преимущества), порядок включения в реестр УЭО, порядок взаимодействия с таможней, взаимное признание правового статуса УЭО.

Анализ таможенного законодательства в ЕАЭС, национального законодательства  и правоприменительной практики в государствах-членах  Союза позволил определить основные направления совершенствования правового статуса УЭО в Союзе на современном этапе. Среди них – разработка комплексной программы УЭО на территории ЕАЭС;  совершенствование понятийного аппарата института УЭО; расширение категорий субъектов – участников программ УЭО; расширение перечня специальных упрощений для УЭО; категорирование статуса УЭО; совершенствование условий (требований) предоставление статуса УЭО, в т.ч. посредством формирования единых условий (требований); разработка единой процедуры авторизации (предоставления статуса УЭО) таможенными службами государств-членов ЕАЭС; взаимное признание правового статуса УЭО таможенными органами государств-членов ЕАЭС; создание единой информационной системы взаимодействия таможен и экономических операторов в рамках программы УЭО.[2]

При проведении работы по модернизации права ЕАЭС в таможенной сфере эксперты Комиссии исследуют передовую правоприменительную практику таможенного администрирования, международный опыт, а также стандарты организации таможенного дела, разработанные ВТамО, АТЭС, ЕЭС, других международных организаций и интеграционных объединений. Проводимая в ЕЭК работа по совершенствованию таможенного регулирования в научно-методологическом аспекте позволила выявить ряд вопросов, которые, на наш взгляд, подлежат дальнейшему развитию в материалах ВТамО, сопряженных с формированием программ УЭО.

  1. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо рекомендации о возможном перечне требований и условий для получения статуса УЭО в зависимости от вида деятельности УЭО (например, для импортера, экспортера, владельца СВХ, таможенного представителя);
  2. Соответственно отсутствуют рекомендации о таможенных преимуществах в зависимости от вида деятельности УЭО (для импортера, экспортера, владельца СВХ, таможенного представителя);
  3. В материалах ВТамО, ЕС рекомендован лишь общий перечень критериев для получения статуса УЭО, а также общий перечень таможенных преимуществ, которые могут быть сформированы в рамках подготовки национальных программ УЭО. Эти перечни не дифференцированы в зависимости от вида деятельности экономического оператора;
  4. Отсутствуют методики оценки положительного эффекта от получения правового статуса УЭО; а также методики оценки, индикаторы эффективности деятельности компании, которая получила статус УЭО;
  5. Недостаточно развиты научно-методические подходы применительно к таможенным преимуществам. Например, для государств, которые только начинают развивать институт УЭО, достаточно сложно понять, что следует понимать под таким таможенным преимуществом как «упрощение таможенного контроля». Идет ли речь о сокращении форм, способов и методов таможенного контроля; и как это упрощение соотносится с системой управления рисками, применение которой установлено на национальном уровне?
  6. Применительно к критериям получения статуса УЭО недостаточно развит научно-методический аппарат по институту «финансовой устойчивости УЭО». Мы понимаем, что такое «финансовая устойчивость», однако остается не ясным, как соотносится «финансовая устойчивость УЭО» с «финансовой устойчивостью обычного экономического оператора» согласно передовой правоприменительной практике в таможенной сфере. Отсутствуют страновые обзоры, равно как рекомендации и руководства по методике финансовой устойчивости для УЭО;
  7. Терминологический аппарат требует своего развития. Например, на нормативном уровне отсутствует определение термина «таможенные преимущества» (специальные упрощения).

Очевидно, что перечисленные области института УЭО могут стать объектами исследования в отечественной и зарубежной науке. Результаты таких исследований могли бы трансформироваться, например, в уже действующие руководства ВТамО [guidelines], разрывающие специфику построения национальных программ УЭО, а также содержащие рекомендации по совершенствованию этого института в рамках выстраивания безопасной цепи поставки товаров.

Необходимо добавить, что в 2014г. в Комиссии была создана Рабочая группа по развитию института УЭО в государствах-членах Таможенного союза (далее – Рабочая группа). В состав Рабочей группы вошли представители таможенных органов, бизнес сообщества государств-членов Союза, а на Рабочую группу был возложен широкий перечень задач.[3] Результаты деятельности рабочей группы нашли отражение в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК Союза): ТК Союза вводит процедуры предоставления, приостановления и лишения статуса УЭО; вводится трехуровневая система категорирования УЭО; принимая во внимание рекомендации ВТамО, пересмотрены условия предоставления  статуса УЭО. Например, ТК Союза вводит индикаторы, критерии деятельности УЭО, финансовой устойчивости, безопасности. Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС) имеет 6 критериев, новый – 13; новый таможенный кодекс (проект ТК ЕАЭС) расширяет категории экономических операторов, которым может быть предоставлен статус УЭО; расширен список таможенных преимуществ для УЭО. ТК ТС устанавливает 3 таможенных преимущества, новый кодекс – девять; статус УЭО действует на всей территории Союза; ТК Союза вводит норму о возможности взаимного признания статуса УЭО.

Один из наиболее важных элементов правового статуса УЭО являются таможенные преимущества (специальные упрощения), которые предоставляются таможенным органом экономическому оператору, если он соответствует установленным правом Союза критериям. Сейчас на уровне действующего ТК ТС определено только 3 специальных упрощения. Взяв за основу рекомендуемые стандартами ВТамО таможенные упрощения для УЭО с учетом позитивного опыта внутри ЕАЭС, перечень упрощений для УЭО был значительно увеличен.[4] При этом конкретный объем упрощений зависит от типа свидетельства УЭО. Согласно проекту ТК Союза все упрощения получит владелец свидетельства 3 типа, а для свидетельств 1 и 2 типа предусмотрено 7 и 6 упрощений соответственно. В представленном перечне значатся как действующие, так и новые упрощения.

Согласно действующему ТК ТС статус УЭО может получить только декларант, т.е. импортер или экспортер товаров. В проекте ТК Союза этот статус может быть предоставлен импортёрам, экспортерам, таможенным представителям, перевозчикам, владельцам складов временного хранения. При этом, согласно проекту ТК Союза статус УЭО действует на всей территории Союза.

Эксперты Рабочей группы по совершенствованию института УЭО разработали проект решения Комиссии, которое утверждает порядок определения финансовой устойчивости. В этой связи необходимо отметить, что этот порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа, устанавливает соответствующие показатели, методику их расчета, критерии и порядок расчета.[5]

По нашему мнению, реализация консолидированной позиции Сторон по дальнейшему развитию института УЭО положительно скажется на внешнеэкономической активности участников ВЭД, позволит сократить затраты времени и ресурсы предприятий при осуществлении таможенных операций, обеспечить применение упрощений на всей территории ЕАЭС, а также расширить категории УЭО. В тоже время, обозначенная научно-методическая проблематика по дальнейшему развитию института УЭО ожидает своей разработки и последующего отражения в рекомендациях и руководствах Всемирной таможенной организации.

ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ:

 Некрасов Д.В.,  Липатова Н.Г., С.В. Мозер. Отчет о научно-исследовательской работе. Исследование проблем в таможенном деле (шифр «Таможня-2013») по теме «Совершенствование таможенного администрирования: административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Российская таможенная академия, Люберцы, 2013.

[1] Статья подготовлена на основе доклада, представленного автором 11 мая 2016г. на Третьей глобальной конференции по УЭО на тему: «Эволюция безопасности в глобальной торговле: отличные партнёры, инновационные технологии и интеллектуальные практики», г. Канкун, Мексика. Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.sat.gob.mx/omamexico/Paginas/default_eng.htm

[2] Более подробно см. Некрасов Д.В.,  Липатова Н.Г., С.В. Мозер. Отчет о научно-исследовательской работе. Исследование проблем в таможенном деле (шифр “Таможня-2013″) по теме «Совершенствование таможенного администрирования: административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Российская таможенная академия, Люберцы, 2013.

[3] Анализ правовой базы Союза и государств-членов ЕАЭС, регламентирующей вопрос функционирования института УЭО; изучение и анализ международных стандартов и правовой базы по вопросу функционирования я института УЭО; проведение мониторинга функционирования института УЭО в Союзе; выявление расхождений в правоприменительной практике реализации института УЭО в государствах-членах Союза; выработка предложений по совершенствованию и развитию института УЭО в Союзе; выработка предложений (рекомендаций) по унификации (гармонизации) норм, связанных с функционированием института УЭО и регулируемых законодательством государств-членов Союза; подготовка предложений о взаимном признании статуса УЭО и иные задачи.

[4] Первоочередной порядок совершения таможенных операций;* непредоставление обеспечения при таможенных процедурах таможенного транзита, таможенного склада  либо при дополнительной проверке;* выпуск товаров до подачи декларации на товары; приоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах удалённый выпуск товаров;* временное хранение товаров на складах УЭО; совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля на складах УЭО; применение УЭО средств идентификации;* доставка товаров на склад УЭО;* минимизация таможенного контроля* (примечание: знаком «*» отмечены новые специальные упрощения, предусмотренные проектом ТК Союза).

[5] (1) Показатели финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа (далее – показатели финансовой устойчивости); (2) методику расчёта показателей финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа (далее – методика); (3) критерии финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение (включенного) в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго или третьего типа (далее – критерии финансовой устойчивости); (4) порядок расчета совокупного показателя финансовой устойчивости уполномоченного экономического оператора (совокупный показатель УЭО.