Перспективы развития отношений ЕЭК и ВТамО

М.А. Кадыркулов

(Опубликовано: Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 3 (24), 2016. — С. 5-8.)

Кадыркулов М.А., Мозер С.В.

moser@teloneum.ru

В статье рассматривается вопрос о направлениях и формах взаимодействия Евразийской экономической комиссии и Всемирной таможенной организации в ближайшей перспективе в целях совершенствования таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе. 

Мозер С.В.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация, ВТамО, Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, таможенное администрирование.

 

Kadyrkulov M.A., Mozer S.V.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF  RELATIONS BETWEEN THE EEC AND THE WCO

The article examines the ways and forms of interaction between the Eurasian Economic Commission and the World Customs Organization in the near future in order to improve the customs regulation  in the Eurasian Economic Union.

Keywords: the World Customs Organization, WCO, Eurasian Economic Union, Eurasian Economic Commission, customs, facilitation of trade.

В современных условиях функционирования Евразийского экономического союза Евразийской экономической комиссии, осуществляющей свою деятельность, в том числе в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, отводится важная роль при подготовке правовых норм, регулирующих таможенные правоотношения. Такая деятельность невозможна без серьезного анализа международного опыта, а также современных институтов таможенного права и инструментов таможенного администрирования.

Несмотря на то, что международным таможенным сообществом на сегодня сформулированы основные концептуальные положения по модернизации современной таможни и перспективам ее развития, в различных государствах и интеграционных объединениях  существуют национальная специфика в области таможенного регулирования, которую, на наш взгляд, необходимо гармонизировать. В этой связи одной из основных задач, которая ставится перед экспертами и учеными, является разработка моделей и правовых механизмов гармонизации и унификации различных подходов и инструментов, применяемых таможенными органами при осуществлении таможенных операций.

Одним из важных аспектов в проводимой работе по  развитию евразийской интеграции в сфере таможенного администрирования является исследование международного опыта и передовой практики в области таможенного дела. Такая практика многообразна, как и стандарты, разрабатываемые международными организациями, в компетенции которых находятся вопросы упрощения процедур торговли и таможенного регулирования. На сегодняшний день Всемирная таможенная организация (далее — ВТамО) является основным институтом, в стенах которого при активном участии таможенных служб государств-членов ВТамО, а также иных заинтересованных субъектов разрабатываются ориентиры и основополагающие стандарты для развития таможенного администрирования в мире.

Целями ВТамО среди прочих является  обеспечение безопасности и упрощение международной торговли, включая упрощение и гармонизацию таможенных процедур, обеспечение честного, достаточного и эффективного сбора платежей, а также повышение роли таможни, проведение анализа и исследований [1]. К функциям ВТамО относят изучение технических аспектов таможенных систем, подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, обеспечение распространение информации, касающейся таможенного регулирования и процедур и др.

При модернизации таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) у экспертов Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия, ЕЭК) нередко возникает потребность консультирования по различным аспектам таможенного дела:

— вопросы правового регулирования на основе стандартов ВТамО; международный опыт в различных областях таможенного регулирования (например, таможенный контроль, декларирование, таможенные платежи, таможенный транзит, применение информационных таможенных технологий, механизм «единого окна» и др.);

— зарубежная правоприменительная практика;

— ознакомление с руководствами, рекомендациями, материалами ВТамО, систематизирующие международный опыт, применяемые зарубеж-ными таможенными администрациями методики и т.д. 

В этой связи очень важно иметь прямые контакты с нашими зарубежными коллегами из ВТамО, ЕС, ЕЭК ООН, зарубежными таможенными администрациями, а также соответствующие правовые рамки для выстраивания необходимого уровня взаимодействия в сфере таможенного дела.

Напомним, что попытки создания скоординированного механизма взаимодействия Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России со ВТамО уже предпринимались в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС),[1] то есть до создания ЕАЭС. Так, 24 июня 2004 г. в целях создания механизма сотрудничества между ВТамО и ЕврАзЭС был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Евразийским экономическим сообществом, имеющим штаб-квартиру в г. Москве, Россия и в г. Алматы, Казахстан, и Всемирной таможенной организацией (ВТО), имеющей свою штаб-квартиру в Брюсселе, Бельгия» (далее – Меморандум 2004 г.).[2] За исключением обмена информацией, проведения семинаров и консультаций между ЕврАзЭС и ВТамО, Меморандум не предусматривал какие-либо формы участия представителей ЕврАзЭС в работе ВТамО, ее структурных подразделениях (рабочих группах, комитетах, подкомитетах). Несколько позже Комиссией Таможенного союза (далее – КТС) поднимался вопрос о представительстве Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в органах ВТамО; в информационных материалах КТС упоминается о достигнутой предварительной договоренности со ВТамО о предоставлении Таможенному союзу в рамках ЕврАзЭС статуса постоянного наблюдателя при Совете ВТамО [2]. Однако такая договоренность осталась нереализованной, а действенный механизм сотрудничества не был создан. К тому же, с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратило свое существование. Несмотря на это, вопрос выстраивания взаимовыгодного сотрудничества теперь уже ЕАЭС со ВТамО не потерял своей актуальности [3].

В целях развития практического взаимодействия в рамках евразийской экономической интеграции Комиссия совместно с Секретариатом Всемирной таможенной организации в начале 2016 г. подготовили проект Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией (далее – Меморандум). Целью заключения Меморандума является обеспечение сотрудничества между Комиссией и ВТамО по вопросам совершенствования таможенного администрирования. 17 мая 2016 г. Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 64 «О проекте Меморандума о взаимопонима-нии между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией» [4] был одобрен проект Меморандума, а месяцем позже — 17 июня 2016 г. в Брюсселе документ был подписан.

Согласно Меморандуму ЕЭК и ВТамО намерены осуществлять сотрудничество по таким направлениям, как совершенствование таможенного законодательства на основе международных стандартов; развитие международного таможенного сотрудничества; разработка эффективных и современных стандартов таможенного администрирования; организация практического взаимодействия Сторон по вопросам таможенного администрирования; внедрение передового опыта таможенного администрирования; оптимизация и повышение эффективности использова-ния ресурсов таможенных администраций; повышение эффективности таможенного контроля; развитие таможенной инфраструктуры.

При этом в рамках совместной деятельности Меморандумом предусматривается осуществление сотрудничества путем:

— обмена открытой информацией и документами, представляющими взаимный интерес;

— участия представителей одной Стороны в мероприятиях, проводимых другой Стороной;

— проведения совместных встреч, консультаций, научно-практических семинаров и конференций по вопросам, представляющим взаимный интерес;

— реализации иных форм сотрудничества.

На сегодняшний день представители Комиссии уже принимают участие в мероприятиях ВТамО, в том числе заседаниях ряда рабочих групп.  Так, в июле 2016 г. специалисты ЕЭК приняли участие в заседаниях 127/128 сессий Совета по таможенному сотрудничеству[3] (далее — Совет), которые состоялись в Брюсселе в штаб-квартире ВТамО. В заседаниях Совета участвовали 180 государств-членов ВТамО и международных организаций, в том числе  руководители таможенных органов государств-членов ЕАЭС. Участие в заседании Совета по таможенному сотрудничеству позволило ознакомиться с основными материалами ВТамО за период 2015-2016 г. в области упрощения процедур торговли, совершенствования таможенного администрирования, а также обсудить перспективы выстраивания отношений между Комиссией и ВТамО.

Справочно: Совет по таможенному сотрудничеству создан в соответствии с Конвенцией о создании Совета по таможенного сотрудничеству с целью обеспечения наивысшей степени согласованности и единообразия в таможенной сфере между государствами-членами, изучения проблем, связанных с развитием и совершенствованием таможенного регулирования. Совет является высшим органом ВТамО, принимает окончательные решения, касающиеся работы и деятельности этой организации, работает при административной поддержке, предоставляемой Секретариатом ВТО. В дополнение к этому все органы ВТамО докладывают Совету о результатах своей деятельности.

По нашему мнению, заключение Меморандума открывает новую страницу в отношениях между ЕЭК и ВТамО, а также определяет правовую основу взаимодействия и перспективы сотрудничества между этими организациями. Очень важно, чтобы достигнутые договоренности привели в ближайшем будущем к практическим результатам в части развития интеграционных процессов в сфере таможенного администрирования. Как нам видится, сотрудничество Комиссии с ВТамО окажет положительное влияние на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере таможенного администрирования и будет способствовать более эффективной реализации Комиссией своих задач и функций.

        

    ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ:

  1. WCO Goals. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/about-us/what-is-the-wco/goals.aspx
  2. Встреча с Генеральным секретарем Всемирной таможенной организации Кунио Микурией / Официальный сайт Комиссии Таможенного союза, 20 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsouz.ru/news/Pages/news15.aspx
  3. Гошин В.А., Мозер С.В. Перспективы вступления Евразийского экономического союза во Всемирную таможенную организацию// Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы II научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19-20 ноября 2015 г.) В. 2 ч. Ч.1 – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2015. – с.20-29. Электронный ресурс “РТА:НАУКА”: www.customs-academy.net/?p=8539
  4. Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2016 г. № 64 «О проекте Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной таможенной организацией» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410231/clco_18052016_64

[1] Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (2001 — 2014) — международная экономическая организация. Создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза (январь 2015).

[2] Согласно Меморандуму Стороны согласились при необходимости систематически проводить консультации и семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес; приглашать друг друга на встречи и другие мероприятия в соответствии с регламентами их проведения для обмена опытом; обмениваться открытой информацией и документами. Стороны согласились активно способствовать совершенствованию деятельности таможенных администраций на территории государств-членов ЕврАзЭС в принятии и имплементации в сфере таможенного дела инструментов и механизмов, разработанных или рекомендованных ВтамО. При этом ВТамО в пределах имеющихся ресурсов, согласилась предоставлять ЕврАзЭС экспертов для оказания помощи в разработке Основ таможенных законодательств государств-членов ЕврАзЭС, а также других законов и нормативно-правовых актов для приведения их в соответствие с международными стандартами и практикой ВТО.

[3] Функциями Совета являются: (1) изучение технических аспектов таможенных систем, равно как и связанных с ними экономических факторов, с целью предложения Членам Совета практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия; (2) подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными Правительствами; (3) разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных как в результате работы Совета, так и иных конвенций. (4) обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур и др.