ДОКЛАД
Советника Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергея Мозера
«К вопросу о Соглашении по упрощению процедур торговли как инструменту совершенствования таможенного регулирования»
e-mail: moser@teloneum.net
Международная научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна».
(19-20 ноября 2014 г., Российская таможенная академия, г. Люберцы)
В современных условиях международной интеграции и развития внешнеторговых отношений международное таможенное сообщество приходит к пониманию необходимости внедрения новых актуальных и эффективных инструментов таможенного регулирования в передовую практику таможенного администрирования. С учетом проводимой работы Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК) в тесном взаимодействии с государствами – членами Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по модернизации существующих правовых институтов таможенного права, изучение зарубежного опыта представляет особый интерес.
В настоящий момент Всемирная таможенная организация (далее – ВТамО) и другие международные организации разработали около 40 инструментов таможенного администрирования и упрощения процедур торговли. В эту группу входят конвенции, рекомендации и стандарты, специализированные руководства по институтам таможенного права, обзоры наилучших практик таможенного администрирования, компендиумы и глоссарии. Анализ
институциональной стороны этого вопроса показывает, что инструменты таможенного регулирования, например, ранее разработанные в связи с реализацией положений Международной конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур от 18.05.1973 (далее – Киотская конвенция), преподносятся как инструменты упрощения процедур торговли, например, в контексте реализации положений Соглашения по упрощению процедур торговли, (о. Бали, Индонезия, декабрь 2013) [далее – Соглашение,
Балийское соглашение].[1] Рассматриваемое Соглашение преподносится как эффективный инструмент упрощения процедур торговли, совершенствования таможенных операций, взаимодействия таможенных администраций между собой и предпринимательским сообществом. При этом подчеркивается, что таможня является центральным правительственным агентством для реализации Соглашения с другими службами, осуществляющими контроль на границе. Сегодня Балийское соглашение рассматривается как инструмент гибкого и эффективного реагирования на потребности международного таможенного сообщества и актуализирует важные вопросы таможенного регулирования: выпуск и очистка товаров, система управления рисками, посттаможенный аудит, исследование времени выпуска, уполномоченный экономический оператор, взаимодействие контролирующих органов на границе, таможенные формальности, единое окно, таможенный транзит и др. Считается, что реализация Соглашения позволит сократить издержки и предоставит возможность развивающимся странам сэкономить до 325 млрд. дол. США в год, ускорив их интеграцию в международную цепь поставки товаров.
Балийское соглашение по сути представляет собой принципы и цели, на которых, как отмечают отдельные специалисты, должна основываться современная модель таможенного администрирования, что, на наш взгляд, звучит достаточно спорно.
Что касается организационной части, то непосредственная деятельность по выработке практических инструментов по реализации и оценке имплементации его положений будет осуществляться на платформе Комитета по упрощению торговли Всемирной торговой организации (далее – ВТО) и национальных комитетов, Рабочей группы ВТО по Соглашению и Рабочей группы ВТамО по Соглашению.
В настоящий момент функционирует Рабочая группа ВТО по Соглашению по упрощению процедур торговли (далее – Рабочая группа ВТО). В этом контексте разработана соответствующая программа для Соглашения, которая обновляется Рабочей группой ВТО в зависимости от договоренностей, достигнутых в рамках ВТО, и содержит набор действий как для стран-членов, так и для Секретариата. Параллельно этому в ВТамО создана Рабочая группа ВТамО по Соглашению по упрощению процедур торговли (далее – Рабочая группа ВТамО), первое заседание которой состоялось в сентябре 2014 г. Таким образом, сейчас идет интенсивное формирование рабочих групп на платформах ВТО и ВТамО, где эксперты от таможенных администраций и иных заинтересованных министерств и ведомств планируют обсуждать конкретные механизмы и инструменты реализации Соглашения. В ходе данной работы международным экспертным сообществом будет формироваться видение реализации положений Соглашения и в дальнейшем оцениваться соответствие практике конкретной страны этой концепции.
Это работа по своей сути может рассматриваться не менее важной и масштабной, чем разработка Соглашения, так как предполагает инвентаризацию имеющихся инструментов ВТамО и разработку новых в развитие Соглашения об упрощении процедур торговли. Для примера можно отметить, что сегодня имеется определённое различие в методологии исчисления сроков выпуска товаров в Таможенном союзе и предлагаемой ВТамО. В нашем случае, данный срок исчисляется с момента регистрации декларации на товары, тогда как эксперты ВТамО и таможенных служб многих развитых стран рассчитывают его с момента прибытия товаров на таможенную территорию. И таких примеров достаточно. По нашему мнению, вовлечение союза в этот процесс, например, экспертов ЕЭК и таможенных служб государств-участников Таможенного союза, позволит нивелировать существующие различия, донести собственную позицию по тому или иному вопросу и, возможно, учесть ее при формировании международных стандартов. Участие в Рабочей группе ВТамО позволяет присоединиться к процессу разработки новых инструментов ВТамО и анализа действующих (вопросы транзита, СУР, УЭО, «единое окно» и др.).
Исходя из анализа материалов ВТамО (доклады, презентации), можно сделать вывод о наличии перечня неразрешенных вопросов, на которые отсутствует однозначные ответы со стороны экспертов ВТамО и ВТО:
- Причина и необходимость разработки нового таможенного инструмента (Балийского соглашения) на платформе ВТО, а не во ВТамО.
- Компетенция ВТО по разработке правовых норм и инструментов таможенного администрирования при наличии соответствующих инструментов ВТамО.
- Отсутствие унифицированных рекомендаций ВТамО по реализации Соглашения.
- Перспективы и инструменты реализации Соглашения в практике таможенного администрирования.
- Дальнейшее применение существующих в настоящий момент инструментов ВТамО, разработанных в целях реализации Международной конвенции по гармонизации и упрощению таможенных
процедур. - Разработка инструментов ВТамО в целях реализации Соглашения.
- Отсутствие окончательной редакции текста Соглашения.
- Соотношение норм Киотской конвенции с нормами Соглашения.
- Вопросы статуса и приоритета применения положений Киотской конвенции в практике таможенного администрирования в контексте разработки Соглашения.
- Перспективы делегирования полномочий по контролю за реализацией Соглашения на ВТамО.
Предварительный анализ обозначенной проблематики позволяет сделать вывод о наличии некоторого дублирования между ВТО и ВТамО и перераспределении компетенции в части разработки стандартов в сфере таможенного регулирования, а также подготовки рекомендаций и методологического сопровождения процесса упрощения процедур торговли. Следует полагать, что этим обосновано появление Рабочей группы ВТамО, которая будет функционировать параллельно с Рабочей группой ВТО. По нашему мнению, если Соглашение и разрабатываемые для его реализации инструменты ВТамО будут переданы на платформу ВТО, роль Всемирной таможенной организации в части разработки стандартов сфере таможенного регулирования нивелируется. В то же время эксперты ВТО указывают на особую роль ВТамО и таможенных администраций в реализации Соглашения. В этом контексте требуется усиление влияния ВТамО в разрешении рассматриваемой проблематики упрощения процедур торговли и совершенствования таможенного администрирования.
В связи с этим, возникает вопрос об эффективности параллельной деятельности ВТамО и ВТО по одним и тем же сферам таможенного регулирования, тогда как такие существуют и могут совершенствоваться на одной платформе, например, ВТамО.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Балийское соглашение по содержанию представляет собой извлечения из различных международных стандартов и сборников, разработанных на платформе ВТамО, и носит достаточно декларативный характер.
Соглашение является рамочным, а его объем не раскрывает в полной мере предлагаемые стандарты таможенного администрирования. Тем не менее, данный инструмент преподносится (ВТамО, ВТО) актуальным, важным для упрощения процедур торговли на современном этапе и, самое главное, обязательным для имплементации, в отличие стандартов ВТамО.
Для реализации Соглашения требуются наличие отдельных рекомендаций, подготовка программы технического содействия, а также выделение средств на институциональное строительство.
Таможенные специалисты не имеют однозначного понимания, является ли Балийское соглашение шагом вперед, либо фиксацией на политическом уровне сложившейся передовой практики таможенного
администрирования.
В свете вышеизложенного полагаем, что вопросы практического применения Балийского соглашения требуют широкого обсуждения на различных площадках (научно-практических) с привлечением экспертов государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
[1] После заключения Соглашения на 9-й Министерской Конференции ВТО (о. Бали, Индонезия, 2013) Комиссия по политике ВТамО приняла Дублинскую резолюцию (декабрь 2013), которая призывает ВТамО к эффективному применению Соглашения и оказанию содействия странам-участницам ВТамО идентифицировать и определить свои потребности и приоритеты в сфере упрощения процедур торговли, обеспечить техническое
содействие/институциональное строительство во взаимодействии с другими международными организациями и донорами.
Замечения и предложения можно направить автору по адресу moser@teloneum.net