(тезисы доклада)
I Международная конференция «Перспективы развития Евразийского экономического союза. Взгляд из Санкт-Петербурга»
(Санкт-Петербург, 4-5 декабря 2014)
советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики
Евразийской экономической комиссии
канд. юрид. наук
e-mail: moser@teloneum.net
29 Мая 2014 г. был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), который вступает в силу с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. В ЕАЭС обеспечивается свобода передвижения товаров, работ, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Заложенные экономические и правовые основы данного интеграционного объединения позволят в ближайшей перспективе повысить уровень экономик, а также благосостояние граждан государств – участников ЕАЭС.
В процессе создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – Таможенный союз, ТС) создано единое таможенное законодательство, которое состоит, прежде всего, из Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также вытекающих из него многочисленных договоров и соглашений между государствами-членами ТС по частным вопросам. На основе Кодекса и этих соглашений Комиссия издает свои решения, устанавливающие конкретные правила и процедуры, обязательные для всех трех стран. ТК ТС действует сейчас и продолжит действовать в течение ближайшего года. В тоже время, в ТК ТС остается нерешенными ряд проблемных вопросов: значительное количество отсылочных норм к национальному законодательству; наличие «принципа резидентства», который ограничивает возможность подачи таможенной декларации на территории одного из государств-членов ТС резидентами других государств-членов ТС; недостаточный уровень имплементации современных инструментов упрощения процедур торговли (УЭО, «единое окно», автоматический выпуск товаров, пост таможенный аудит и др.); неясности некоторых терминов ТК ТС.
С подписанием Договора о ЕАЭС изменяется основной инструмент таможенного регулирования. На смену ТК ТС приходит Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). В настоящий момент экспертами Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), Сторонами и бизнес-сообществом Беларуси, Казахстана и России подготовлен проект ТК ЕАЭС. Разработчики Кодекса учли представленные рекомендации в части создания гибкого и эффективного инструмента таможенного регулирования и упрощения процедур торговли. Большая часть проблемных вопросов ТК ТС устранена. Разработанный правовой акт основан на международных стандартах и передовой практике таможенного администрирования. ТК ЕАЭС регулирует таможенные правоотношения на всей территории ЕАЭС. В проекте нового ТК отсылки на национальное законодательство минимизированы. В ТК ЕАЭС кодифицированы положения многочисленных международных договоров в сфере таможенного регулирования. Планируемый срок вступления в силу нового ТК – 2016 год.
Новые подходы, которые нашли отражение в ТК ЕАЭС:
– приоритет электронного таможенного декларирования;
– возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов;
– оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;
– возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
– использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций;
– оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;
– унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде;
– сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации;
– установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если таможенный контроль, начатый до выпуска товаров, не завершен;
– совершенствование института уполномоченных экономических операторов;
– уточнение содержания и условий отдельных таможенных процедур;
– упрощение порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров.
Эксперты ЕЭК проводят работу по упрощению процедур торговли на основе международных стандартов и эффективных инструментов Всемирной таможенной организации.
29 мая 2014 г. Президентами государства-участников ТС утверждены «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Цель этого документа – сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого окна» в ТС; развитие национальных механизмов «единого окна»; взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления ВЭД; организация информационного взаимодействия. Для этого на платформе ЕЭК разработан проект Плана по реализации «Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности».
Применение и развитие механизма «единого окна» позволит: углубить интеграционное взаимодействие государств-участников ЕАЭС; упростить условия осуществления ВЭД для представителей бизнес-сообщества; исключить представление дублирующих документов и сведений для различных государственных органов, регулирующих ВЭД; обеспечить переход на безбумажные технологии и др.
С учетом сказанного, в проекте ТК ЕАЭС введены следующие новации: возможность не предоставлять документы для совершения таможенных операций (если они имеются в информационных системах); предоставление таможенным органам сведений о таких документах в таможенной декларации (вместо документов); возможность подтверждения соблюдения запретов и ограничений из информационных систем; возможность при убытии товаров предоставить (перевозчиком) сведения о таможенной декларации (а не саму декларацию на товары); возможность подачи транзитной декларации без сопровождения предоставления таможне отдельных документов. Это может быть реализовано, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из своих информационных систем.
Мы надеемся, что реализация новаций ТК ЕАЭС уже в ближайшей перспективе позволит выйти таможенному регулированию ЕАЭС на новый уровень, а также максимально упростит процедуры торговли и, безусловно, облегчит жизнь добропорядочным экономическим операторам.